Light Side

Стивен Уилсон в Берлине, 18.01.2016

Прошлый свой отчет о концерте Стивена Уилсона я начинала с ремарки, что не являюсь его фанаткой. Посетив его второй концерт спустя девять месяцев, да еще с похожей программой, уже, пожалуй, признаю: являюсь. После прошлого концерта альбом Hand. Cannot. Erase. прочно засел в моем плейлисте, но когда стало известно о предстоящем концерте в Берлине, я еще слегка сомневалась, стоит ли идти, ведь я еще ни разу не бывала на одинаковых концертах одного исполнителя. Сомнения быстро прошли: в одном из интервью Стивен рассказал, что к новой части тура он отрепетировал с командой несколько новых вещей, а билеты свободно продавались еще за несколько дней до концерта. Увиденный позже сет-лист предыдущих концертов еще больше обрадовал.

2016-01-18 20.54.21.jpg



Первый раз на концерте в Германии. Площадка - Темподром. В холле идет активная продажа пива, менее активная - атрибутики, обозначено место, куда после концерта придет Ник Беггс подписывать новый альбом The Mute Gods "Do Nothing Till You Hear From Me".

Зрители - преимущественно мужчины (неужели киндер, кюхе, кирхе?), да и возраст типичного фаната не 30+, как на концерте в Кракове, а скорее 40+.

Захожу в зал - он большой, явно больше, чем Стивен способен собрать даже в таком большом городе (прочитала, что Темподром рассчитан на 3800 зрителей, но не знаю, с партером ли это), партер сидячий - там свободных мест не наблюдалось, зато внутри ярусов виднеются свободные места, а верхние и те полностью свободны. Ходит охранник и предлагает пересесть с верхнего яруса в нижний. Я воспользовалась этой возможностью и пересела поближе и поцентральнее.

От первой части не жду особенных сюрпризов, воспоминания о прошлом концерте еще свежи. Но тут меня поражает, в первую очередь, звук. То ли акустика зала иная, то ли само исполнение несколько иное, то ли повлиял состав музыкантов (сменились гитарист и ударник: вместо Гатри Гована пришел Дэйв Килминистер, хорошо знакомый нам по турам Уотерса, а за ударную установку вместо Марко Миннеманна сел Крейг Бландел). Но звук в этот раз был плотнее, больше ударных, больше "мяса". Крейг Бландел в своем блоге написал, что "Стивен любит, чтобы мы были сами собой и ставили свою печать на материал, и, наконец-то, похоже, я могу это делать".

И, самое удивительное, это реакция публики! В Кракове меня расстраивала слабая оценка самых проговых вещей, здесь же все было иначе. Публика была со мной совершенно на одной волне и самые громкие аплодисменты звучали именно на моих любимых вещах. Для исполнения Routine Стивен пригласил на сцену Нинетт Тайеб, израильскую певицу. В прошлом году ее выступление тоже планировалось, но в силу каких-то причин не сложилось, и вокал ее звучал в записи. Живьем, разумеется, было лучше. Зрители в конце композиции приветствовали ее стоя.

Стивен, кстати, очень много разговаривал с публикой, выглядел очень расслабленным. Ни разу не упомянул название Porcupine Tree, сказал только игриво, что исполнит песни из своих прошлых "вещей" (from my other... things).

Альбом был исполнен в первой части целиком, все 11 композиций от и до. Историю создания Hand. Cannot. Erase. я уже описывала. В этот раз можно было меньше следить за происходящим на экране, а больше смотреть на музыкантов и отдаваться музыке. Самый сильный момент концерта - Home Invasion/Regret #9 и Ancestral. В Ancestral на сцене опять появлялась Нинетт Тайеб для исполнения вокальной партии, она очень органично смотрелась рядом со Стивеном.

В перерыве звучала амбиентная музыка, очень приятная на слух. Soundhound сообщил мне, что это Bohren & der Club of Gore, группа из Германии, играющая джаз-амбиент, их альбом Black Earth. А перед первой частью звучали песни Дэвида Боуи, Стивен писал в Фейсбуке после смерти Боуи, что будет ставить его перед своими концертами.

Ожидания от второй части были выше. Я видела сет-лист предыдущих концертов, но специально смотрела на него вполглаза, чтобы приятные неожиданности все-таки случились. Сначала прозвучала Drag Ropes из альбома Storm Corrosion, проекта Стивена Уилсона в сотрудничестве с Микаэлем Окерфельдтем из Opeth. Оставила равнодушной.

Первый сюрприз - поркупайновская Open Car, которая вроде бы никогда не была в списке любимых, но на слух звучала как родная. А вот сольную вещь Стивена Index я совсем не узнала. На альбоме она звучала не так мощно. В концертном исполнении из стенаний замкнутого в себе коллекционера со странностями она превратилась в некий гимн маньяка, который уже приступил к выполнению своих фантазий в жизнь.

Представляя My Book of Regrets, Стивен сказал, что это совсем новая песня (и он не уверен, получилась ли она хорошо), с его нового альбома 4 1/2, который он выпустил в промежутке между четвертым и пятым альбомом. И длина этого альбома 37 минут - тут Стивен опять пошутил на тему того, что он так стар, что в его время такая длина альбома считалась достаточной (я могу уже коллекционировать его шутки о возрасте). А песня хороша.

Lazarus Стивен посвятил памяти Дэвида Боуи. Сказав, что у Боуи тоже есть композиция с таким названием, и у Боуи она, конечно, лучше. Don't Hate Me, переосмысление песни Porcupine Tree 1999 года, с вокалом Нинетт и видеорядом из Лондона. Теперь Лондон у меня будет ассоциироваться только с Don't Hate Me. Vermillioncore, еще одна вещь с нового альбома, инструментальная. Слышала ее впервые на концерте, и окончательного мнения не сложила. Sleep Together - уже проверенный временем поркупайновский хит, хотя я помню, как слышала ее чуть ли не впервые на концерте в Москве в 2008 году (видимо, мне тоже уже пора шутить на тему возраста).

Музыкантов вызвали на бис. И зал был готов стоять, но тут Стивен попросил всех сесть и сказал, что позже можно будет и встать. Поскольку Берлин был таким особенным городом для Дэвида Боуи, была исполнена композиция Space Oddity, Нинетт спела ее очень проникновенно. А вот уже после народ устремился к сцене (очень робко и несмело, надо сказать), я тоже оказалась под сценой и слушала The Sound of Muzak. Не совсем понимаю, почему Стивен выбирает ее для исполнения на бис и просит подпевать. На мой взгляд, она не очень для этого годится. Тем не менее, это была последняя вещь вечера, музыканты раскланялись и попрощались. Сет получился очень длинным, на три часа, поэтому не было сожалений, что бис был коротковат.

Set 1 (Hand. Cannot. Erase.):

First Regret
3 Years Older
Hand Cannot Erase
Perfect Life
Routine (with Ninet Tayeb)
Home Invasion
Regret #9
Transience
Ancestral (with Ninet Tayeb)
Happy Returns
Ascendant Here On...

Set 2:

Drag Ropes
(Storm Corrosion cover)
Open Car
(Porcupine Tree song)
My Book of Regrets
Index
Lazarus
(Porcupine Tree song) (Dedicated to David Bowie)
Don't Hate Me
(Porcupine Tree song) (with Ninet Tayeb)
Vermillioncore
Sleep Together
(Porcupine Tree song)

Encore:

Space Oddity
(David Bowie cover) (with Ninet Tayeb)
The Sound of Muzak
(Porcupine Tree song)

Несколько фотографий можно найти тут:

http://www.gettyimages.de/detail/nachrichtenfoto/british-singer-steven-wilson-performs-live-during-a-nachrichtenfoto/505561884

Видео Space Oddity:

https://www.youtube.com/watch?v=_vCCG3soOZc

Пара видеоотрывков, снятых мной:

https://youtu.be/TefOa2TRSec



https://youtu.be/ILrMsim4DzI



Мобилофотки под катом.

Collapse )
Light Side

Моабитская тюрьма

С чем вот у вас ассоциируется слово "Моабит"? У меня - конечно же, с татарским поэтом Мусой Джалилем и его циклом стихотворений "Моабитская тетрадь", написанных им в тюрьме Моабит в Берлине. Стихи Мусы Джалиля мы изучали в школе, его имя известно каждому казанцу. Тем, кто бывал в Казани, больше известен памятник поэту (герой, вырывающийся из пут колючей проволоки) напротив Кремля.

Казнен Муса Джалиль был в тюрьме Плётцензее, там сейчас находится музей, до которого мы не добрались (да и в Моабите оказались случайно).

В 1946 бывший военнопленный Нигмат Терегулов принес в Союз писателей Татарии блокнот с шестью десятками стихов Джалиля. Через год из советского консульства в Брюсселе пришла вторая тетрадь. Из Моабитской тюрьмы ее вынес бельгийский патриот Андре Тиммерманс и, выполняя последнюю волю поэта, отправил стихи на родину.

Тюрьма Моабит была разрушена в 1958 году, на ее месте разбит парк, оставлены стены и фундаменты зданий. На стене - цитата из "Моабитских сонетов" Альбрехта Хаусхофера: "Von allem Leid, das diesen Bau erfüllt, ist unter Mauerwerk und Eisengittern ein Hauch lebendig, ein geheimes Zittern".

А стихи Мусы Джалиля можно прочитать тут:

http://royallib.com/read/dgalil_musa/moabitskaya_tetrad.html#0

Collapse )
Light Side

Museum für Gegenwart

Мы тут решили, что надо активно ходить по музеям и обзавелись годовой музейной картой, она именная и с фотографией, стоит 50 евро на человека. В нашем случае только так и можно посещать музеи - забежать на часок, пока дети не начали капризничать, а потом вернуться в следующий раз. Начали на прошлой неделе с Gemäldegalerie - картинной галереи. Посмотрели совсем немного, Мартин особенно зависал на библейских сюжетах и просил папу все ему рассказывать. Алиса спала.

Сегодня Музей современности (Museum für Gegenwart). Он расположен в бывшем здании Гамбургского вокзала недалеко от Центрального вокзала. На входе внушительная очередь - не совсем понятно, то ли это обычное дело, то ли сегодня что-то особенное (когда уходили, началось какое-то мероприятие, но мы не вникли, что это было). С детьми смотреть современное искусство проще, чем классическое. Инсталляции, необычные предметы, возможность включить фантазию и угадать, что хотел сказать автор - дети выдают интересные версии, показать какие-то предметы из нашего детства ("а что, это тоже что ли телевизор?!"). Есть, конечно, опасность внезапного обнаружения провокационных изображений, без этого никак. Хорошо еще, что при входе в одну из инсталляций охранник предупредил, что с детьми нельзя. Оказалось, что это Saloon Theatre Пола Маккарти, точно 18+. (здесь вот хорошо расписаны ощущения от инсталляции - предпоследний абзац - http://issuemagazine.com/paul-sietsemapaul-mccarthy/?blog=true#/)

Под конец забежала на выставку Slavs and tatars. Надо было заранее подготовиться и прочитать матчасть. Иначе совсем непонятно было.

Вот тут объясняется, о чем это все: http://artguide.com/posts/660

Collapse )
Light Side

Reading Eggs

Несколько месяц назад мы задумались: "А почему это Мартин, сын айтишников, племянник айтишников и внук айтишника не научен у нас обращению с компьютером и даже мышкой управлять не умеет?".

Мы его как-то слишком тщательно оберегали от компьютера, но теперь он в таком возрасте, когда чему-то научиться точно стоит. Дима сначала давал ему поиграть в какие-то примитивные игры, и Мартин сумел совладать с мышкой. Дальше целенаправленно двигаться как-то не было оказии.

А в ноябре она подвернулась, когда мы остались без ежедневной нагрузки ребенка в садике. Ему явно не хватало чего-то обучающего и интересного.

Тут я вспомнила, что Оля советовала мне обучающую программу Reading Eggs для детей от 3 до 13 лет. Ее дети Даня и Аня очень ее любят, и с удовольствием занимаются.

Мы решили попробовать. И Мартину так понравилось! Суть в том, что в игровой форме ребенка учат читать по-английски. Минимальные знания английского все-таки требуются (понимать суть задания), но Мартин чаще всего справляется, иногда только спрашивает: "Мама, а ты услышала, что надо делать?". А чаще всего в состоянии сесть и самостоятельно пройти целый урок. Урок - это около 20 разных заданий, но они однотипные от урока к уроку. По мере продвижения вперед все усложняется. Сначала изучают отдельные буквы, потом слоги. Все очень круто озвучено, с идеальным британским произношением.

Кроме уроков есть еще Music Cafe, Playroom, в которые я обычно разрешаю поиграть после хорошо пройденного урока.

Там же есть вторая часть - Mathseeds, обучение математике и логическому мышлению. Перед началом занятия можно пройти тест (тут лучше не помогать вообще, чтобы уровень определился честно), и ребенка отправят на нужный уровень.

Подписка платная, но есть пробные две недели. Мне еще прислали письмо, что я могу пригласить друга, и тогда ему выдадут пробных 4 недели, а мне дополнительные две (кому надо - отправлю письмо с приглашением).

Вроде бы есть еще и приложение для планшетов, но мы не пробовали.

http://readingeggs.co.uk/
Light Side

Доставка продуктов в Берлине

Сегодня вынужденно тестировала различные магазины по онлайн-продаже и доставке продуктов. В Кракове все было просто - http://ezakupy.tesco.pl/, и счастье уже есть. Все нужные продукты, недорогая доставка, возможность заказать сегодня на завтра. Не продавали они только алкоголь.

В Испании мы пару раз пользовались доставкой из Меркадоны. Это было на Канарах, и машина приезжала из соседнего города. В Торревьехе хотели воспользоваться тоже, но цена доставки смутила - те же 8 евро, что и из соседнего города, хотя в Торревьехе до Меркадоны 20 минут пешком. А до ближайшего Консума 5 минут и продавщица на рыбе всегда очень приветливая.

В Германии же все непросто (я буду писать эту фразу еще раз 500, привыкайте). Вот, например, есть магазин Rewe. И у них есть онлайн-сервис, и мы сделали в декабре пробную закупку. В ассортименте не все нашли, что нужно, но, в целом, пойдет. Новым клиентам первые три доставки бесплатно, дальше около 3 евро - там в зависимости от выбранного интервала, можно выбрать двухчасовой промежуток времени, тогда дороже, а можно указать разброс в полдня, тогда дешевле. Все привезли в срок, оплата по карточке заранее, а если что-то не подошло - автоматически возвращают. Алкоголь привозят.

Но сайт - ужас, ужас, ужас. Тормозит, глючит и нервирует. Сегодня пол утра потратила на создание заказа из 20 позиций, пытаюсь подтвердить его - вылетает ошибка, мол, де, ваш адрес некорректный, введите его еще раз. Ввожу снова, та же история. Можно было бы позвонить в службу поддержки, но решаю отложить проблему до вечера. Вечером захожу, смотрю, а ближайшее время доставки - только на субботу. То есть заказать сегодня на завтра почти нереально. Отказать.

Ищу другие варианты. Сайт edeka24, выбора вообще нет! Нет ни молока, ни мяса - сплошные консервы. Возможно, что-то там и можно купить, но этого явно не достаточно.
Добираюсь до Kaiser's, http://berlin.bringmeister.de/, про него пишут, что цены завышены. Иду по своему списку c Rewe, сравниваю, цены совпадают до цента. Но доставка уже 5 евро. Зато новым клиентам скидка 13 евро. И то хлеб. Самое главное, что сайт не тормозит и вообще довольно юзерфрендли. И доставку можно заказать прямо с 8 утра завтра. Проверим, как оно будет. Выбор мог быть лучше, но почти все основное нашлось. Учитывая наличие турецкого магазина под боком, жить можно.

Кстати, отличный способ учить немецкие названия продуктов.
Light Side

Краковский смог

Когда мы переехали в Краков, я и понятия не имела о такой вещи, как смог. В теории представляла себе, что это такое, но на практике не сталкивалась. В Киеве по осени бывали туманные дни, когда вся лента была забита красивыми фотографиями, но отрицательного эффекта никакого от них я не ощущала. В Кракове же сначала мы снимали квартиру неподалеку от оживленной улицы, и качество воздуха меня как-то начинало напрягать. Я связывала это с количеством машин, в первый год мы вообще уехали очень рано на зиму, и со смогом не столкнулись. Летом ситуация всегда значительно лучше, и только на первом собрании в садике, когда директор садика стала спрашивать совета родителей, что делать с детьми в те дни, когда есть предупреждения по смогу, мы узнали о таком явлении. Я стала гуглить и ужаснулась. Оказалось, что Краков - один из самых загрязненных городов Европы, хуже него только пара городов Болгарии.





Причин, собственно, несколько. Первая - географическая. Краков находится в низине, у подножия гор, и ветры в этой низине - нечастые гости. Соответственно, весь воздух скапливается внизу. Часты туманы. Особенно это заметно возле Вислы, на Блонях, на юге Кракова. От этого страдает не только Краков, но и многие города Малопольского воеводства. Эту причину, увы, никак не исправить.

Вторая связана исключительно с отопительным сезоном. В Кракове очень много старых домов, где нет центрального отопления, и люди обогреваются по старинке, углем. Это не влияет на качество воздуха положительным образом, а наоборот. К тому же, есть много несознательных людей, которые сжигают в своих печах не только уголь, но и весь мусор. Власти города и страны пытаются с этим бороться, но просто так запретить топить углем нельзя, иначе люди будут просто мерзнуть, поэтому выделяются средства на замену печей на современные, продвигаются определенные законы, но процесс идет медленно. Слишком медленно. Есть карты, которые показывают, сколько еще старых печей осталось в домах. На нашей улице, например, есть дом, в котором 21 печь!

Естественно, это чувствуется. И если летом в Кракове дышится нормально, то с наступлением холодов выходить на улицу порой становится невозможным. В момент, когда выходишь из дома на улицу, чувствуешь неприятный запах. Примерно как на вокзале. Или как горелые покрышки. Что-то такое. Потом вроде как нос привыкает, и это перестает чувствоваться. Но если едешь на велосипеде, то дышать становится трудно, и запах иногда очень резкий.

Когда смог накладывается на туман, то ситуация вдвойне хуже. Видимость нулевая (ну, метров 10, наверное), и всюду этот запах. В такие дни врачи не рекомендуют выходить на улицы беременным женщинам, детям, больным. Заболеваемость астмой и аллергиями в Кракове высока. Врачи даже не обращают на насморки у детей. Кашель может не проходить месяцами. Два года назад мы все дружно заболели в сентябре и окончательно вылечились только в декабре, когда отправились на Канары. Там все прошло на третий день. В этом году дети слегка простыли и кашляли довольно сильно. Достаточно было приехать в Прагу, как за два день кашель прошел полностью без какого-либо лечения.

Говорят, что помогает жизнь на севере Кракове или где-то, где есть холмы и чуть повыше. Но все равно не на 100%. Ситуация с каждым годом улучшается. В самом-самом центре печей почти не осталось. При этом общественное мнение еще не настолько озабочено этим вопросом. Есть движение Krakowski alarm smogowy, и мы ходили на одну из устроенных ими демонстраций, народу было до обидного мало.

Про смог все знают, есть специальные приложения на телефон, показывающие качество воздуха в определенный день. В туманные дни, как сегодня, на улице не встретить детей. Велосипедисты ездят с маской или респиратором. Краковяне шутят, но при этом продолжают топить углем.

Light Side

Готовимся к зиме

Почему-то в этом году зима решила напомнить о себе очень рано, сегодня дул очень холодный ветер, и уже завтра нам обещают 0 градусов и первый снег. Так что сегодня мы сидели дома, я вязала шарф для Алисы и гуглила, что говорит нам интернет на тему поездок на велосипеде зимой с детьми. Первый шаг - купить им теплые балаклавы. Done. Второй - зимняя резина, недешевая. Третий - предлагают использовать тележку-прицеп. На этот счет есть сомнения. Она большая, тяжелая, громоздкая, дорогая. Ее надо где-то хранить, вытаскивать это дело из подъезда - целая морока (даже в дверь не пролезет). При этом нам в садик удобнее всего ездить именно на велосипеде. На общественном транспорте и даже машине получается дольше. Такси имеют преимущество перед убером - могут поворачивать там, где обычным машинам не разрешено, но все равно не могут сравниться с велосипедом. Незадача.
Light Side

Roger Waters. The Wall

Сходила вчера на долгожданный показ концертного фильма Роджера Уотерса The Wall. Этот фильм - не только съемка концертов тура Уотерса 2010-2013, но и роуд-муви, рассказывающее о поездке Роджера по Франции и Италии на места гибели деда во Франции и отца в Италии.



Показ проходил в единственном кинотеатре в Кракове - Мультикино. Находится оно далеко от дома, и я, хоть вышла с запасом, приехала только к самому началу, уже шла предпоказная реклама. Среди всего прочего прорекламировали и новый сольник Дэвида Гилмора Rattle That Lock. Зал едва успела рассмотреть, но он огромный. На сайте пишут, что на 480 человек. Заполнен был в центре весь, оставались свободными сектора наверху с краю. Также параллельно шел сеанс в соседнем зале. Так что народу собралось немало. В основном, студенческого возраста. Многие в футболках The Wall. При этом во время показа было необычайно тихо, никакой зрительской реакции. Понимаю, конечно, что это не концерт, но порой подмывало похлопать, но этого никто не делал. Поляки очень сдержанные, это факт. Субтитры в фильме были английские, польского перевода не было. Но никого, похоже, это не смущало. Во время Simple Facts (бонусное интервью с Мэйсоном и Уотерсом) все дружно смеялись над шутками.

Экран был большой и вогнутый, звук мощный, объемный, многослойный. Но не концертный, а киношный. Наверное, так и было задумано.

Постановка "Стены" грандиозная, ощущение это осталось еще и от концерта 2011 года в Лодзи, который я посетила. А к 2013-му Стена доросла до стадионных масштабов и стала внушительнее и еще зрелищнее.



Можно только преклониться перед Уотерсом за то, что он дал возможность зрителям 21 века услышать и увидеть концертные версии The Wall, осуществил постановку с использованием всех возможных современных технологий и заснял это на видео.

Однако есть и некоторые моменты, которые можно назвать придирками. Они касаются этих "документальных" вставок. Посещение могил отца и деда - это очень личное переживание, которое Роджер решил вынести на всеобщее обозрение. И момент, когда он привел своих детей к камню, на котором высечено имя их прадеда, а потом они едут в машине, обсуждая сны Джека, снят мастерски. Но есть и эпизоды, когда мой внутренний циник включался и кричал во все горло: "Что, Роджер, ты это серьезно?!". Слезы, чтение письма о смерти отца (листок не помят и не выцвел), игра на трубе на кладбище, разговор с барменом - все это выглядит неестественно и отдает позерством. Такое ощущение, что Уотерсу не хватает человека, который бы указал ему на его перегибы, и он действительно перегибает палку. Есть множество художественных, кинематографичных способов показать скорбь. И в фильме есть прекрасные моменты, эти диалоги Уотерса с Эндрю Роулинсоном, рассказ венгерского режиссера Питера Медака, монолог Лиама Нисона в самом начале, рассказ Уотерса о ветеране. Но нет, послание нужно донести до зрителя наиболее явным способом. Слезы на камеру - не то, что я ожидала увидеть.

Понравилось, как режиссер показал зрителей. В какие-то моменты было очень радостно за них, стоящих в первых рядах и с восторгом распевающих Comfortably Numb и плачущих от счастья. А в момент падения стены как-то даже захотелось сжаться поглубже в кресло.

Про исполнение говорить, наверное, бессмысленно. Уотерс всегда стремится к высшему качеству всего, что он делает, а в концертное видео вошли только самые лучшие версии. Возможно, поэтому в релиз не вошла версия CN c Дэвидом Гилмором в Лондоне. Технически это не был лучший момент тура. Впрочем, в концепцию личного фильма Роджера Дэвид тоже не вписывается. "Music by Roger Waters" - громкое заявление, которое не понравилось многим. Теперь я, кажется, поняла, почему Дэвид решил исполнять Run Like Hell на своих сольных концертах, давая понять, что The Wall - не только лишь детище Уотерса. Да и подход к исполнению этой вещи у них крайне отличается. Не знаю, чья версия мне нравится больше. Хорошо, что есть обе.

Simple Facts в конце показа был очень удачной идеей, снял напряжение, оставшееся после просмотра. Мэйсон держался несколько напряженно, как мне показалось, был деликатен и, как водится, много шутил. К счастью, не обсуждали политику. Жаль, что это длилось так недолго. В зале включили свет еще до окончания Simple Facts, но ближе к концу.
Light Side

Поездка в Варшаву на автобусе

Хоть мы и живем в Польше уже три года, по стране ездим очень мало. Ситуацию надо исправлять, и начать мы решили с Варшавы. В Варшаве, конечно, мы уже бывали. Дима многократно, но чаще всего проездом, а я - только раз в 2011 году, когда мы ездили на машине по Восточной Европе. Мой прошлый отчет о Варшаве можно прочитать тут: http://zoulfia.livejournal.com/441295.html

Все так удачно сложилось в прошлые выходные: и приезд Диминой мамы, и прогноз погоды, обещающий дождь в Кракове и просто пасмурную погоду в столице, и необходимость использовать до конца октября подарочные сертификаты Lux Express. Сертификаты эти выиграл для нас Мартин, а, если точнее, его воспитатели в садике. Они всей группой участвовали в конкурсе этой автобусной компании и сделали большой красный автобус, который и победил. Всем детям за это дали 4 подарочных купона на бесплатные поездки туда-обратно до Варшавы.



Первое впечатление от Lux Express было не очень: глючил их сайт, не давал купить детский билет, а один из купонов просто не срабатывал. Звонили в поддержку, писали, в итоге почти сутки переживали, но все закончилось благополучно, вопрос они решили.

Зато сам автобус нам понравился. Обычно люди ездят "Польским бусом", наша бабушка тоже им ездила во Вроцлав, и она говорит, что в Люксэкспрессе условия лучше. Сидения такие же комфортные, со столиками, но зато есть бесплатный кофейный автомат (дает кофе, какао, чай). У водителя можно купить воду, наушники, подушку, плед. И, что самое крутое, у каждого пассажира в сиденье напротив есть встроенный планшет с фильмами, мультиками, книгами, музыкой, играми. Естественно, есть бесплатный Wi-Fi. Единственный недостаток - автобус не двухэтажный, и туалет из-за этого расположен в очень узком месте со спуском по ступенькам.



Во Варшавы автобус идет 4 часа 25 минут, что вполне приемлемо. Поезд, конечно, быстрее, но и дороже. Дети уже вполне способны выдержать поездку такой длительности, если на нее приходится какая-то часть сна. По дороге туда у нас у всех был небольшой промежуток утреннего сна, а по дороге обратно - ночного. Выехали в 7 утра в субботу, вернулись в 23 ночи в воскресенье.

Приезжает автобус не в центр Варшавы, но к станции метро Marymont, там ходят и автобусы в центр.

О том, что мы делали в Варшаве, я еще напишу.
Light Side

The night of wonder: концерт Гилмора во Флоренции

Мой отчет о концерте Дэвида Гилмора во Флоренции 15 сентября 2015 года. Писался сразу как статья для сайта, а не пост в ЖЖ, поэтому вот ссылка:

http://pink-floyd.ru/articles/reviews/concerts/gilmour/florence_2015.html



О поездке я напишу еще отдельно, она была недолгой, зато впервые я путешествовала одна по Европе.